/
/
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) в Архангельске
25.07.2019

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) в Архангельске

Деятельность любого производственного объекта сегодня неразрывно связана с вопросами экологии. Внедрение новых безопасных для окружающей среды технологий, и многоуровневая система мониторинга за соблюдением природоохранного законодательства – приоритетные задачи для современных предприятий. Важнейшей частью реализации этих задач выступает внедрение программы производственного экологического контроля.

Программа ПЭК: объекты и цели внедрения

Программа производственного экологического контроляПроизводственный экологический контроль – это комплекс обязательных административных мероприятий, внедряемых с целью обеспечения соответствия функционирования субъектов хозяйственной деятельности законодательным требованиям, касающимся охраны природы. Руководители несут ответственность за принятие мер, которые обеспечат экологическую безопасность, предотвратят или минимизируют негативные последствия работы производства. 

Наличие системы экологического контроля обязательно для производственных, перерабатывающих предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности, имеющих I, II или III категорию негативного воздействия. При составлении комплекта документов учитывается категория, специфика работы объекта и применяемые технологии, а также их влияние на атмосферу.

Среди главных целей внедрения этого документа – обеспечение контроля над тем, как работа производства сказывается на экологии, и какой объем загрязняющих веществ из-за него поступает в окружающую среду. Неотъемлемой частью системы экологического контроля и одной из задач ее внедрения является разработка комплекса контрольных мер и методов мониторинга за состоянием окружающей среды и происходящих в ней изменений, вызванных деятельностью производства.

Подобные меры необходимы, чтобы отслеживать и прогнозировать вероятные изменения в состоянии окружающей среды и принимать своевременные эффективные меры по ограничению факторов, ведущих к ухудшению этого состояния. Внедрение ПЭК нужно не только для соблюдения законодательных требований, это также позволяет компаниям соответствовать современным общемировым стандартам, в которых экологичность производства занимает важнейшее место.

Нормативная база 

Нормы, обязывающие руководителей производств внедрять программу ПЭК, а также правила ее составления, изложены в многочисленных федеральных и международных нормативных актах. Основные положения содержатся в законах об отходах производства и потребления, охране окружающей среды и атмосферного воздуха и др.

За отсутствие программы предусмотрен ряд административных санкций, в том числе в виде штрафа в размере до 100 000 рублей. 

Также при работе над программой можно опираться на ряд ГОСТов, положения которых носят рекомендательный характер. ГОСТ Р 56061-2014 и ГОСТ Р 56062-2014 содержат информацию о структуре программы и всех ее основных компонентов (планы-графики, инструкции для персонала и пр.).

Программа ПЭК: структура, содержание, срок действия

Заниматься составлением программы может штатный специалист-эколог или коммерческая организация, предоставляющая такие услуги. Доверив эту работу сторонней организации, вы сможете существенно ускорить процесс и избежите рисков, связанных с возможными ошибками и недочетами в документе.

Рассчитать стоимость программы производственного экологического контроля в Архангельске

Сложность составления этого документа обусловлена тем, что его структура и содержание должны четко соответствовать целому ряду законодательных актов и при этом, максимально учитывать специфику конкретного объекта. В документе должна быть отражена юридическая информация о предприятии и опись источников загрязнений. Обязательным является описание применяемых методов контроля и наблюдения с графиками их проведения, а также списком ответственных за это специалистов.

Первый раздел («Общие положения») охватывает общие данные о предприятии. В нем приводится информация об организационно-правовой форме компании, ее реквизиты, коды ИНН и ОКВЭД. Также указывается категория НВОС, предусматривающая плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Если документ составляется для объектов I-й категории, то в нем должна быть охарактеризована степень соответствия используемых технологий уровню наиболее современных и эффективных технологий, которые доступны на сегодняшний день.

Во втором разделе содержатся более детальные данные об источниках загрязнения. Здесь указывают дату последней инвентаризации и зафиксированный при ее проведении объем выбросов. Также во втором разделе приводят описание технологических процессов, список источников загрязнения и очистных установок с описаниями и картами-схемами их расположения. Обязательно указывают по каким нормативам работает производство и какие квоты на выбросы имеет. В конце раздела перечисляют методы расчета объема загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу. 

Третий раздел охватывает вопросы об источниках сброса, схемах водоснабжения и водоотведения, используемых на объекте. Здесь же приводится список источников образования сточных вод. Далее должны быть изложены данные о том, какой суммарный объем загрязнений объект выбрасывает в атмосферу. Для каждого вещества должен быть указан предельно допустимый либо согласованный временно объем выбросов.

В четвертом разделе приводится информация об имеющихся отходах с их кодами по Федеральному классификационному каталогу. Далее приводится информация о местах, которые используются для их хранения, перерабатывающих и обезвреживающих установках. Также здесь приводят данные о сотрудниках и ответственных лицах, которые имеют доступ к отходам 1-4 класса опасности. Все эти лица обязаны иметь документы, подтверждающие, что они прошли специальную подготовку. В конце указывается список нормативов для каждого типа отходов.

В следующем разделе нужно привести информацию о подразделениях и персонале, отвечающих за систему экологического контроля. Обязательно указываются данные об уровне квалификации ответственного персонала.

Пятый раздел содержит информацию о лабораториях, участвующих в реализации ПЭК с наименованиями этих учреждений, реквизитами и данными об их аккредитации в национальной системе. Это могут быть собственные лаборатории или сторонние.

В последнем разделе приводится информация о том, с какой периодичностью проводятся контрольные мероприятия и какие методики для этого применяются. Далее в подразделах указывают данные о том, какие меры предпринимаются для охраны окружающей среды. Также приводится информация об использовании недр, методах утилизации или переработки отходов.

Рекомендуется в последнем разделе привести характеристики всех методик наблюдения и перечислить нормативы, по которым составлялся план мониторинга за всеми источниками загрязнения и элементами окружающей среды. Здесь же желательно привести график проведения контрольных мероприятий с указанием мест и дат отбора проб.

Программа ПЭК имеет неограниченный срок действия, но в нее должны вноситься правки и дополнения, если вводятся новые технологические процессы, оборудование или внедряются любые другие изменения, которые могут прямо или косвенно повлиять на экологический след предприятия. Срок, в течение которого информация о подобных изменениях должна быть задокументирована, строго регламентирован законодательством и составляет 30 дней.

Составление и подача отчетов в контролирующие организации

Контроль за внедрением ПЭК относится к компетенции органов экологического надзора, которые осуществляют его путем изучения ежеквартальных отчетов. Их составляют по стандартной форме, которая была утверждена Приказом Минприроды № 261, максимально отражая в документе результаты функционирования системы экологического мониторинга. 

Подавать документы можно в бумажной или электронной форме, обязательно со списком вложений и подписью руководителя. Крайний срок подачи – 25 марта года, который следует за отчетным. Орган, куда подается отчет, зависит от категории и степени поднадзорности предприятия. Например, объекты, подведомственные органам Федерального экологического надзора, подают отчет в его территориальные департаменты, а те, за которыми осуществляет надзор Региональный орган – направляют отчет в его отделения.

Чтобы получить профессиональную помощь в разработке ПЭК – обращайтесь к специалистам центра «Сертификация Плюс». Вы можете получить консультацию, позвонив по номеру, указанному на сайте или через онлайн-форму обратной связи. Наш центр предоставляет услуги во всех регионах Российской Федерации.

Видеоотзывы о нас
Благодарственные письма
Начать общение
Оставьте контакты и мы свяжемся с вами
Нажимая кнопку «Заказать звонок», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Так же с нами можно связаться
по бесплатному номеру 8-800-700-66-17
Выберите Ваш регион:
Федеральный